?

Log in

No account? Create an account
Увидел месяц — благослови! - Еврей без ярлыков — LiveJournal
February 14th, 2019
01:03 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Увидел месяц — благослови!
(Узкоконфессиональное.)

Нашёл статью, подтверждающую моё давнее мнение: что идея "энтузиазма выполнения заповедей" предполагает произнесение благословения на новую луну при первой же возможности (а не ждать минимум три дня или до ближайшего моцей шабата).

Abstract

Typical Jewish calendars list two particular z’manim for “the first time that one may begin to recite kiddush l’vana (or birkat hal’vana).” The first is referred to as minhag yerushalayim or minhag haperushim, or simply “the three-day minhag,” and the second time, to wait for seven days to pass from the start of the lunar month to recite the blessing, is attributed to the Shulhan Aruch. These two times are calculated as exactly either 72 hours or 168 hours after the average molad of each Hebrew month. These positions do not truly reflect those of our sages, nor of the Rishonim, and nor of the Shulhan Aruch. The usual shul calendars, like the Ittim L’vina calendar and the Tukachinsky calendar, mislead the public with regards to when the earliest time for saying the blessing really is. The issue is based on a number of fallacious calculations, including misapplying a chumra of the Pri M’gadim regarding an opinion of the Rema to an opinion of the Shulhan Aruch, and assuming that the Shulhan Aruch completely dismissed the halacha as described by the Talmud in favor of a later, kabbalistic opinion. The purpose of this article is to argue for a reevaluation as to how the typical calendars present these issues to the laymen and to call for a more accurate presentation of the z’manim as understood by Rishonim like Maimonides.

This entry was originally posted at https://ymarkov.dreamwidth.org/483468.html. Please comment there using OpenID.

Tags:

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:24816
Date:February 14th, 2019 09:40 pm (UTC)
(Link)
I would still want to wait till a month goes through its first Shabbos
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 15th, 2019 03:51 am (UTC)
(Link)
Да? А почему?
[User Picture]
From:parvuss
Date:February 14th, 2019 10:27 pm (UTC)
(Link)
Ещё один ефрейтор. Он может argue for reevaluation until he is blue in the face, but his ship has sailed and Sh”A is established law
В ША много чего что на первый взгляд идёт в разрез с Геморой, но никто уже не паскен из ШаСа
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 15th, 2019 04:23 am (UTC)
(Link)
Ещё один ефрейтор.
В смысле?

Sh”A is established law
Опять: в каком смысле? Вы знаете кого-то, кто следует ША? Ашкеназим следуют смеси Рамо с ахроним. Сефардим уважают Р' Каро больше (те, что не обашкеназились), но и они не следуют ему всецело. Какой же это "установленный закон"?

В ША много чего что на первый взгляд идёт в разрез с Геморой,
Неужели? Ваши слова огорчают Р' Каро :-)

но никто уже не паскен из ШаСа
Означает ли это, что можно паскен против ШаС? Если нет, то непонятно, какие у Вас претензии к автору. Он-то как раз утверждает, что ША следует Гемаре в этом вопросе, и это мы его неправильно понимаем.
[User Picture]
From:parvuss
Date:February 15th, 2019 05:49 am (UTC)
(Link)
ефрейтор- что он один идет в ногу а остальные не в ногу(из армейской шутки про ефрейтора)
ША таки установленный закон. и да, сефарадим следуют Бейс Йосеф, а мы, там где есть hаго- Ремо. именно это Ремо и имел ввиду- иметь один ША, но с поправками для ашкеназим. не следуют всецело потому что времена меняются, и новая hалаха выводится на основе ША и его методов, потому что hалаха это в том числе и процесс. например, ША запрещает давать еду еврею который точно не скажет броху на нее из-за лифней ивер, но в наше время р. Шломо Залман Оербах постановил что лифней ивер будет как раз не дать и т.д.

ну во-первых я сказал "на первый взгляд идёт в разрез". паскен против ШаС? не знаю, я не посек. но вот уча(или лучше сказать пройдя/прочтя?) в последнее время пару-тройку масехтос Геморы, вижу что есть различия, как Гемора паскен и что есть установившийся закон. например в области что читаем из Торы в разных случаях, общественные посты, законы траура- не совсем так как в Геморе.

>> Он-то как раз утверждает, что ША следует Гемаре в этом вопросе, и это мы его неправильно понимаем.
все эти 500 лет? и никто так и не заметил? ну на самом деле. хочется пожелать ему удачи убедить в этом хоть кого-нибудь из современный авторитетов.
кстати вот это вот:
In America, the prevailing practice is to wait specifically for after the Sabbath, while here in Israel most are used to hearing about the three-day or seven-day customs.
откуда он взял? на сколько я знаю- ашкеназим ждут минимум 3 дня от молад(с которым у него тоже не совсем точные данные), те кто следуют Аризалю(хасиды и сефарды) -после 7 дней. в календарях таки пишур реально вычисленный молад над Иерусалимом. обычай делать кидуш левоно после hавдалы, как мне объяснили, потому что это более торжественно, больше людей и все нарядно одеты.
кстати, вот тут вот по другому все представлено:
https://www.halachipedia.com/index.php?title=Birkat_HaLevana#cite_note-6

я вообще не представляю как луну можно благословлять во время молада- раньше это ведь Санhедрин определял если вообще свидетели видели молад а не что-то другое. опять же, у нас сейчас нет Санhедрина, а есть фиксированный календарь. думаю что это тоже фактор.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 17th, 2019 09:48 pm (UTC)
(Link)
ефрейтор- что он один идет в ногу
Теперь понятно, спасибо. Ну, иудаизм всё-таки кое-чем отличается от армии. Если, конечно, не следовать подходу “иудаизм -- это то, что делают евреи”, тогда да. Я же верю в примат Закона, и один в ногу таки иногда хожу. Например, когда я в одной из своих синагог один молюсь в сторону Иерусалима, а все остальные -- на северо-западную стену (где почему-то установлен арон кодеш).

Всякое бывает. Когда Г”ра приехал в Вильно, там встречали шабос по Рабейну Там, а провожали по стандарту. Он положил этому конец -- все пошли в ногу с ним.

ША таки установленный закон. и да, сефарадим следуют Бейс Йосеф, а мы, там где есть hаго- Ремо
Мы видим это по-разному. Для меня начало фразы: “ША таки установленный закон” полностью противоречит продолжению: “а мы -- чему-то другому, где захотим.” Если от закона есть отступления, то это не установленный закон. Если так можно, то и Мишнэ Тора -- установленный закон; ну, я, собственно, его таковым и считаю.

Кроме того, Вы несколько лукавите -- ашкеназим, особенно хасидим, и Рамо-то не очень следуют.

не следуют всецело потому что времена меняются, и новая hалаха выводится на основе ША и его методов, потому что hалаха это в том числе и процесс.
Это, несомненно, процесс, и времена меняются. Но я говорю об отступлениях, произошедших практически тут же, а также об отступлениях в тех областях, которые не зависят от времени никак, в первую очередь ритуальных.

паскен против ШаС? не знаю, я не посек.
Что, серьёзно?! В моём понимании, человек, допускающий решения, противоречащие Гемаре, подвергает сомнению своё право называться талмудическим евреем.

(Вы упоминаете законы траура. Я писал об этом: “Кстати, в законах просто траура есть предписание скорбящему покрывать нижнюю половину лица. Сефер ѓа-Минхагим объясняет, почему так больше не делают: “слуги-гои засмеют”. Уже давно рост общего благосостояния общества сделал домашнюю прислугу уделом горстки богачей, а повод всё равно остался.” Вот это как в смысле “времена меняются”, а?

как луну можно благословлять во время молада
Ну, это-то просто. Решение о рош-ходеше выносил Сангедрин, а для простого человека было просто, как в сабже: “увидел месяц -- благослови!” По Рамбаму это вполне возможно: “Кто не сделал этого в первую ночь, имеет время до 16-го числа.” (МТ Брахот 10:17)
[User Picture]
From:parvuss
Date:February 15th, 2019 09:21 pm (UTC)
(Link)
P.S. Как мне объяснили про шабес, я сегодня ещё раз спросил, ברוב עם הדרת מלך דוחה זריזות


Edited at 2019-02-15 09:22 pm (UTC)
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 17th, 2019 09:47 pm (UTC)
(Link)
Звучит правдоподобно, но мне такой юридический принцип незнаком. Источник есть?

Ну и с моей ТЗ, если бы это было здесь применимо, то Рамбам бы это сказал. Но про оттягивание говорит только Масехет Софрим, а этот трактат, не будучи "официально опубликованным", не имеет галахической силы -- только справочную.

Edited at 2019-02-17 09:51 pm (UTC)
[User Picture]
From:parvuss
Date:February 19th, 2019 12:45 am (UTC)
(Link)
вот начиная с ה'זריזין' ימתינו ל'רוב עם'...
http://www.chabad.org.il/Magazines/Article.asp?ArticleID=11040&CategoryID=1908
והנה החתם סופר ('תורת משה' לפורים קטן (ב'דיני תדיר ומקודש תקצ"ח לפ"ק)) הביא הדעות בהלכה (תרומת הדשן לעניין קידוש לבנה) דאם המצוה נעשית בהידור יותר מאוחר – אין זריזין מקדימין, וממשיך:

"אבל קשה לזה ממסכת ר"ה ל"ב ע"ב .. וצריך לדחוק ולחלק דלעולם כשהמצוה עצמה מהודרת יותר... אז דוחה את זריזים מקדימים אבל כשהמצוה עצמה אינה מתנאה יותר רק מצד ברוב עם הדרת מלך, אז זריזין מקדימין עדיף" (וראה גם חת"ס פ' בא).

остальное я должен plead no contest, так на работе я уже не могу заниматься этими выкладками а дома время очень ограничено.
однако, некоторые ваши замечания принимаются. я не говорил современная hалаха именно противоречит ШаС, но скорее имел ввиду, что современная hалаха в определенных вопросах отличается от того как она выглядит в Талмуде. да, ША ближе к Талмуду чем современная hалаха.
когда я сказал что ША установившийся закон, я должен был сказать что установившийся закон- собрание hалахических трудов и решений, основанных на ША, который в свою очередь базируется на ряде ришойним, и так же установивший метод получения этих решений.
благославлять молад как минимум на 29-й день, кмк, будет сойфек де-рабонон, который ле-кула.


Edited at 2019-02-19 01:01 am (UTC)
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 19th, 2019 05:54 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, это весьма полезно.

Т.е. получается, что мы взяли то, что раньше было попросту одним из многих "благословений на увиденное", произносимых в личном порядке, и сделали из него целое представление, что позволило уже включить בהידור יותר מאוחר (а не ברוב עם הדרת מלך, кстати). Это, по крайней мере, логично.
Powered by LiveJournal.com