?

Log in

No account? Create an account
Что можно сделать для умершего? - Еврей без ярлыков — LiveJournal
February 20th, 2019
03:22 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Что можно сделать для умершего?
(Узкоконфессиональное. Многабукав.)

Как всегда, на истину в последней инстанции и на полноту знания не претендую; поправки приветствуются.

Мудрецы Талмуда предприняли кое-какие меры, чтобы отвадить евреев от излишнего внимания к усопшим: установили скромный распорядок похорон (чтоб не “глазетовый с кистями”), отсоветовали посещать кладбища (похоронили, через год откопали кости и поместили в оссуарий, и довольно), и т.д., и главное — не установили никаких поминальных ритуалов. (Было ли это их независимой политикой или реакцией на обсессию окружающего общества — отдельная тема.) Сегодня очевидно, что эти усилия не увенчались успехом: поминальные ритуалы “кадиш” и “Изкор” являются едва ли не самыми популярными среди евреев (особенно если судить по критерию “что побудит мало соблюдающего еврея прийти в синагогу”), а список связанных со смертью, трауром, и поминовением обычаев — один из самых крупных в “Сефер ѓа-Минхагим”.

Развитие этого комплекса обычаев (мне) довольно интересно исторически. Вот что я обнаружил:

1) В написанном в 3-ем веке мидраше Танна де-вей Элияѓу приводится история встречи танны Р’ Йохананa бен Закая с духом человека, подвергающегося жестоким страданиям в аду. Тот просит уважаемого раввина найти его маленького сына и научить его говорить в синагоге “барху”, ибо тогда он будет освобождён из ада. Это, похоже, самое раннее упоминание идеи, что оставшиеся на этом свете могут что-то сделать для умерших. Затем в других мидрашах приводятся варианты этой истории, где сын должен сказать “барху” или быть вызван к Торе. Наконец, в написанном в 11-ом веке Махзоре Витри приводится аналогичная история, но главный фигурант в ней — Р’ Акива, и маленький сын должен сказать нечто, на что община ответит “йеѓей шмей раба”, т.е. кадиш, присутствующий в молитве. (Та же история приводится в книгах Рокеах и Ор Заруа того же периода.) Заканчивается история словами: “И поэтому принято на исходе Шабата ставить вести молитву человека без отца или матери, чтобы он сказал ‘барху’ или кадиш.”

2) Таким образом, идея, что действия живых могут как-то помочь умершим, появляется в иудаизме только в пост-талмудические времена и достаточно быстро овладевает массами. Действия эти сводятся к: а) молитве, б) благотворительным пожертвованиям, и в) исполнению заповедей “в заслугу или за умершего”. Следует отметить, что эту идею не поддерживает не только Талмуд, но и ришоним (за исключением Р’ Шриры-гаона, который теоретически допускает, что молитва праведника или благотворительность могут повлиять на посмертное наказание умершего. Кроме того, в частном контексте общинной ответственности за способствующую беззаконию атмосферу Сифри говорит об обряде “преломления выи телицы” как об искуплении вины усопших членов общины.). Так, Р’ Хай-гаон безапелляционно утверждает, что заслуга и/или награда за исполнение заповедей является личной и непередаваемой, и использует для обратной идеи термин “чушь” (דברי הבל), что говорит об актуальности обсуждения.

3) Ришоним изжить идею посмертной помощи не удалось. Как и следовало ожидать, когда в Средних Веках за неё взялись каббалисты, она быстро обросла подробностями. (Нехарактерно, против неё возражает Р’ Йегуда га-Хасид, признающий только идею “создания заслуги усопшему”, если его прижизненные деяния помогают его потомкам — и более никому — делать добрые дела.) Крупнейшая из этих подробностей — идея, что души усопших регулярно перемещаются с одного райского уровня на другой, более “высокий”, и что действия живых могут (что интересно, только положительно) влиять на этот процесс, помогая возвышать её побыстрее. (Сама идея уровней в раю имеет обоснования в Талмуде, однако там этот уровень на 100% зависит от деяний усопшего при жизни.) Отсюда часто слышимое в йорцайт пожелание “да возвысится его/ее душа”.

4) Где-то в Германии около 14-го века выкристаллизовался обряд, являющийся синтезом всех трёх аспектов “посмертной помощи” -- т.н. “йорцайт”, “время (после) года”. Исполняющий этот обряд в годовщину смерти и молится (минимум кадиш, предпочтительно -- ведёт общественную молитву), и даёт пожертвования (нередко в форме бутылки спиртного на распитие в синагоге), и исполняет “в заслугу усопшему” какую-нибудь заповедь. В крайнем случае одно из первых двух действий засчитывается за третье. К 19-му веку (не раньше!) возникла идея, что наилучшая для третьего аспекта заповедь — изучение Торы, и каббалисты моментально идентифицировали подходящий для этого отрывок Мишны.

5) Следует также упомянуть молитву “Изкор”, которая появилась опять же в Германии после погромов крестовых походов как реакция глубоко травмированных людей. Как и почти весь остальной этот бизнес, она не имеет корней в классических источниках, и выглядит инспирированной католическими обрядами поминовения (ну да, мне христианское влияние мерещится практически везде в средневековой Европе; а как ещё, учитывая сильное давление этого общества на еврейское сознание и отсутствие классических источников? Гораздо более страшная резня после разрушения Второго Храма не породила ничего подобного). Из неё же, похоже, произошла и идея произносить кадиш “за человека”, и не обязательно потомком, хотя изначально возможность помощи ограничена потомками усопшего.

Из всего этого я делаю следующие выводы:

А) Идея, что на посмертную судьбу усопшего можно как-то повлиять (в весьма ограниченной мере), является еврейской.
Б) Идея перехода души усопшего с уровня на уровень является модернистской и не является еврейской.
В) Идея, что этот переход можно ускорить действиями других, живых, людей также является модернистской и не является еврейской.
Г) Таким образом, вне зависимости от несомненной их привлекательности, значимости, и общинной пользы, называть обряд йорцайта, произнесение “Изкора”, и тому подобные действия обязанностью (а то и “заповедью”!) совершенно неправомерно.


This entry was originally posted at https://ymarkov.dreamwidth.org/485758.html. Please comment there using OpenID.

Tags:

(29 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:marigranula
Date:February 20th, 2019 09:04 pm (UTC)
(Link)
Я только сегодня думал о том, что привлечение внимания к смерти выгодно религии. Если к смерти внимания не привлекать, то и страха смерти поменьше. Если привлекать - то страха будет побольше, и религия же справится с ним и поможет.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 21st, 2019 05:21 pm (UTC)
(Link)
В этом смысле как раз интересно, что талмудические мудрецы этой выгоды не видели. Практически все эти инновации – инициатива народных масс.
[User Picture]
From:hamaskil
Date:February 21st, 2019 10:57 pm (UTC)
(Link)
И современных раббаев. Если долго промывать народу мозг про переход усопшего на новый уровень, то, гляди, родственники кидуш организуют, донейшн синагоге дадут, и раввину будет на что женить двадцатого ребенка.
[User Picture]
From:marigranula
Date:February 22nd, 2019 07:55 am (UTC)
(Link)
То есть, Вы считаете, что это идет снизу а не с верху?
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 22nd, 2019 02:23 pm (UTC)
(Link)
Да, в основном. Когда в официальной литературе сначала появляется оппозиция какой-то идее (и лишь после этого обнаруживаются авторитетные лица, которые решают или "возглавить безобразие", или просто им пользоваться), это верный признак народной "инициативы снизу".
[User Picture]
From:marigranula
Date:February 22nd, 2019 02:26 pm (UTC)
(Link)
"Когда в официальной литературе сначала появляется оппозиция какой-то идее (и лишь после этого обнаруживаются авторитетные лица, которые решают или "возглавить безобразие", или просто им пользоваться), это верный признак народной "инициативы снизу"."
Полностью согласен!
И вообщем очень интересно!
[User Picture]
From:anna_i
Date:February 20th, 2019 09:54 pm (UTC)
(Link)
То-то меня всегда раздражали разговоры на шиве про переход души в другие сферы и про то, как мы можем ей помочь :) Да ещё в такой манере как будто это давно доказанная теорема.
[User Picture]
From:riftsh
Date:February 21st, 2019 01:45 am (UTC)
(Link)
Ритуал йорцайта, конечно, недавний, но идея еврейская (возможно позаимствованная у персов) и старая: см. Недарим 12а, пост в годовщину смерти родителей, или еще более старый пост Гедали.

Еще одна вещь, которую можно сделать для души умершего - назвать ребенка его именем.

Важный комплементарный вопрос: что умершие могут сделать для живых. Ашкеназские ритуалы обращений к умершим с просьбами о помощи тоже очень интересны.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 21st, 2019 03:04 am (UTC)
(Link)
Верно, и до сих пор вроде некоторые постятся в йорцайт. Но это вроде бы зехер, а не помощь. Мы же не за душу Гедалии постимся?
[User Picture]
From:rivka_ch
Date:February 21st, 2019 08:11 am (UTC)
(Link)
Точно. И еще ибум.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 21st, 2019 02:31 pm (UTC)
(Link)
В смысле "и сын унаследует имя умершего"? Это, по-моему, тоже зехер, а не посмертная помощь.
[User Picture]
From:rivka_ch
Date:February 21st, 2019 09:29 pm (UTC)
(Link)
По-моему, сын унаследует чуть ли не душу умершего.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 21st, 2019 10:17 pm (UTC)
(Link)
Это не по-Вашему, это по сефардским каббалистам :-)

Что на самом деле или самая крутая помощь умершему – вызволение его из загробной жизни – или как раз наоборот. Но по-любому идея переселения душ не имеет никакого отношения ни к Торе, ни к Талмуду. Это, ИМХО, прямое заимствование из гностических источников, кардинально нееврейская идея. Тот же Р' Хай-гаон её безжалостно высмеивал.

Edited at 2019-02-21 10:20 pm (UTC)
[User Picture]
From:riftsh
Date:February 22nd, 2019 03:50 am (UTC)
(Link)
Но гностицизм, скорее всего, изначально был чисто еврейскими штучками. Не случайно идеи гилгул нешомес так легко и так быстро прижились, когда были предложены.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 22nd, 2019 02:29 pm (UTC)
(Link)
Сие требует подтверждения. Приживание, даже против серьёзного раввинского сопротивления, говорит лишь о собственной привлекательности идеи, а не о её источнике. (Вспомним хотя бы проигранную раввинами борьбу с витражами – Вы же не будете называть их "еврейскими штучками"? Или золотого тельца.)

И даже если гностицизм изначально был чисто еврейскими штучками, это не делает его приемлемым. Были, в конце концов, и измерявшие Бога километрами.
[User Picture]
From:rivka_ch
Date:February 21st, 2019 08:12 am (UTC)
(Link)
Шкоях. Однако, установленные вещи почитаются как обязательные. И это тоже еврейское.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 21st, 2019 02:34 pm (UTC)
(Link)
Да. И когда перестают почитаться (мало ли исчезнувших обычаев?), это тоже еврейское.

Вообще статус минхага в Законе не так прост, как многие считают. См. МТ Гилхот Мамрим 2:2 – "...בית דין שגזרו גזירה, או התקינו תקנה, והנהיגו מנהג"

והנהיגו מנהג, Карл!
[User Picture]
From:rivka_ch
Date:February 21st, 2019 09:29 pm (UTC)
(Link)
Но тут никаких шансов на отмену:) Всем нравится, кроме вас:)
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 21st, 2019 10:18 pm (UTC)
(Link)
Я вообще-то не говорил, что мне не нравится. Мне не нравится, когда из этого делают культ и объявляют мицвой.
[User Picture]
From:hamaskil
Date:February 21st, 2019 10:56 pm (UTC)
(Link)
Любая современная религия скатывается на праздники и life events. Не только у евреев, так же и христиане посещают церковь по большим праздникам, крещениям, венчаниям и отпеваниям и т д. Естественно, что уделение особого внимания life events приводит к расползанию обычаев, связанных с загробной жизнью.

Если усопший не будет в строгой зависимости от уплаты денег раввину переходить на новые уровни, то раввину будет не на что женить двадцатого ребенка, поэтому никто эти дебильные обычаи отменять не будет.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:February 22nd, 2019 01:10 am (UTC)
(Link)
"в строгой зависимости от уплаты денег раввину переходить" – такой изобретательности пока не встречал. Всё больше "зехер", вроде "назовём в честь твоих родителей вот эту дверь."
[User Picture]
From:parvuss
Date:February 25th, 2019 06:56 am (UTC)
(Link)
From:ykh
Date:March 1st, 2019 02:13 am (UTC)
(Link)
Как я понимаю, в данном контексте "нееврейской" вы называете идею, которая не появилась в результате прямого последовательного вывода из Талмуда. Но заимствованные и утвердившиеся идеи вполне могут быть еврейскими. В другом смысле.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:March 1st, 2019 06:21 pm (UTC)
(Link)
в результате прямого последовательного вывода из Талмуда
Скорее "никак не озвученная в Талмуде".

В другом смысле.
Не понял. В каком?

Впрочем, в данном случае вместо "не является еврейской" можно сказать "не имеет основания в авторитетных еврейских источниках". В конце концов, в том же Зогаре присутствуют рождённые евреем идеи. И, как я упоминал выше, мерявшие Бога километрами ("Шиур Кома") были евреями и идеи их были вполне оригинальными, хоть и не кошерными.
From:ykh
Date:March 3rd, 2019 02:02 am (UTC)
(Link)
Например, Ребе говорит, что подход в наше время должен быть противоположен подходу Довида-hамелеха.
Довид говорит: "отвернись от зла и делай добро", т.е. тшуву надо начинать с исполнения запретов. А Ребе говорит, в наше время это в большинстве случаев невозможно, и лучше начинать с "делай добро" - исполни повелительные заповеди, и со временем может и начнёшь исполнять запреты.
И это тоже вполне еврейская идея и вполне кошерная, хотя и противоположна авторитетному еврейскому источнику.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:March 3rd, 2019 02:21 pm (UTC)
(Link)
Пример хороший, но несколько не в тему: не обязательно интерпретировать подход Ребе, как противоречие.

Кроме того, я уже писал, что не возражаю против нововведений per se. Только когда они мешают существующим императивам Закона.
From:ykh
Date:March 4th, 2019 02:33 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, как раз, что данные нововведения не мешают императивам закона. Т.е. ИМХО все обычаи Талмуда по отношению к умершим не означают, что цель их - отвадить от излишнего внимания, а отвадить именно от обожествления. (Кто из мудрецов всегда имел при себе косточку (зуб?) умершего сына?)(Кажется, рабби Йоханан)
(Кстати, обычай перезахоронения костей как-то отмер сам по себе? Как представлю себе эту процедуру через два года после похорон, так вздрогну)
Мне эти вещи кажутся не противоречием, а (отдалённо) типа того, как я читал где-то, что Шир Аширим - типичная ближневосточная любовная песнь, которые якобы с тех времён пачками до нас дошли из Вавилона, Сирии и т.д. со времён до Шлом за 1000 лет. Ну и если это так, так Шломо амелех вот взял совершенно гойскую и секулярную и не очень даже цниюсдик поэму и наполнил её новым содержанием да ещё каким. И стала она вполне еврейской и даже очень.

Edited at 2019-03-04 02:35 am (UTC)
[User Picture]
From:parvuss
Date:March 4th, 2019 02:35 am (UTC)
(Link)
вот тут хорошо бы упомянуть всякие искры святости.
[User Picture]
From:ymarkov
Date:March 4th, 2019 02:29 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется, как раз, что данные нововведения не мешают императивам закона.
Я и не говорил, что мешают, иначе мои возражения были бы гораздо резче. Мои проблемы я изложил выше, и они идеологического порядка.

Текст Шир ѓа-Ширим я считаю оригинальным, хотя и в указанном Вами ключе. Так что Шломо наполнил смыслом свой текст. Возможно, Шломо можно считать первым еврейским троллем :-)

В "искры святости" я, как Вы понимаете, не верю. Если чего-то нет в Гемаре, то это требуется демонстрировать.
Powered by LiveJournal.com